– Когда я держу в руках волшебный карандаш, я попадаю в сказочный мир или в прекрасный сон. Я забываю обо всем, что меня окружает, и растворяюсь в мечтах и фантазиях, – говорит шестилетняя Саша, сидя над раскрытой перед ней книгой. Книга непростая – объемная, в ней можно каждое изображение ощутить кончиками пальцев, а еще – почувствовать на ощупь различные материалы, фактуры и прочее. Вот, например, изображение постиранных простынок, висящих на веревке, они – тканевые. И дома, и улицы в книге такие – каждым камушком, фрагментом своим доступные детскому осязанию и пониманию. Саша проводит по страницам чем-то, напоминающим микрофон и ручку одновременно, и книга… говорит, поет, поясняет, задает вопросы.
Сашина книга называется «Рождество» и передает детям библейское повествование о Деве Марии, Рождественской звезде и волхвах, о дне, когда в мир явился Иисус Христос. Накануне Нового года и Рождества книга воспринимается с еще большим интересом.
Книга эта особенная. Она называется рельефной или тактильной и издана специально для детей с нарушениями зрения. Как и многие ее «подружки» – такие же тактильные книги, эта обитает в теплой, практически семейной атмосфере детского сада комбинированного вида №45 в Ставрополе. Добраться к воспитанникам этого садика, одной из которых является Саша, таким книгам на протяжении многих лет помогают нотариусы Ставрополья. Они ежегодно откликаются на призыв благотворительного фонда «Иллюстрированные книжки…» и участвуют в программе «Книжки в подарок», приобретая комплекты рельефных книг для малышей.
– В нашем саду 218 воспитанников, из которых 130 детей с ограниченными возможностями здоровья и 15 детей-инвалидов. Это, в том числе детки, которые видят очень плохо и совсем не видят, – поясняет заведующая д/с №45 Наталья Муслимова. – Нам очень важно создавать для ребят такие условия, в которых они могли бы познавать окружающий мир, пользуясь разнообразными возможностями, и тактильные книги им в этом очень помогают.
Педагог-психолог детского сада Наталья Техова добавляет, что для ребенка с нарушениями зрения и тем более для того, кто практически или вообще не видит мир вокруг, такие книги просто незаменимы:
– У нас есть книга, которая называется «Цирк», так вот после занятия по ней с ребятами, которые никогда не были в цирке, я слышала массу восторженных откликов, даже глядя на лица детей, понимала, насколько ярко и подробно для них предстала атмосфера цирка. Они будто бы сами побывали на представлении. У нас есть воспитанники, которых мы обслуживаем на дому и которые имеют сложные сочетаемые диагнозы, в том числе ДЦП. Эти дети зачастую никуда не выходят. Мы проводим с ними занятия на дому, и рельефные книжки от нотариата Ставрополья помогают ребятам восполнить пробелы в знаниях, рассказывают им о том или ином явлении, месте, сюжете, позволяя применить широкий спектр форм и методов обучения.
Надо отметить, что сами книги, невероятно красиво оформленные, с фантазией и душой устроенные, содержащие так много интересного для ребят, располагают к неспешному и содержательному общению с ними.
– Мне очень интересно рассматривать эти книги, слушать их. У них есть картинки, которые можно вытащить из кармашков, есть секретики, – улыбается семилетний Миша, который сидит рядом с Сашей на занятии. – Есть книги, которые мы еще не проходили, например, про нашу страну Россию – про Москву, Бородинское сражение... Жду, когда мы с ними встретимся.
– Обратите внимание, что эти книги без преувеличения уникальны: они незаменимы для наших детей, таких книг не найти в магазинах, они специальные и еще важно, что они направлены не только на образование и развитие ребенка, но и закладывают основы его патриотического воспитания, духовного, нравственного формирования личности. Здесь и русские народные сказки, и поэзия, и проза классиков русской литературы, и книги об истории нашей Родины, нашем культурном наследии. Это бесценный материал, который мы получаем благодаря вниманию, заботе и милосердию нотариального сообщества Ставропольского края и его руководителя – президента нотариальной палаты Ставрополья Николая Кашурина, – подчеркивает заведующая детским садом. – Нотариусы края сделали многолетней традицией помощь нашему учреждению, можно сказать, взяли шефство над формированием тактильной библиотеки для детей, и не прекращают начатое. Благодарим сердечно, это неоценимо для нас!
В этот день накануне Нового года прошли не только занятия с рельефными книгами. Представители нотариальной палаты края поздравили ребят и педагогический коллектив с наступающими праздниками, по поручению президента нотариальной палаты края Николая Кашурина вручив детворе новогодние подарки. Вице-президент и член правления НПСК, нотариус по Ставропольскому городскому нотариальному округу Наталья Фатина пожелала ребятам крепкого здоровья, счастливой и мирной жизни, много интересных дел и верных друзей в стенах родного садика.
– В основе профессии нотариуса заложены сочувствие и внимание, помощь людям, – отметил Николай Кашурин. – Посетив детский сад №45, побеседовав с его руководителем, педагогами и детьми, коллеги были воодушевлены увиденным. Наша поддержка важна для детей, и мы продолжим пополнять библиотеку садика новыми книгами.
P.S.:
Несколько часов провели в стенах детского сада представители краевого нотариата. Они обратили внимание на то, насколько открыты в общении, развиты дети, на то, с каким удовольствием они участвуют в ежедневных и, казалось бы, рутинных занятиях, и как эти занятия делают необычными и интересными педагоги.
В садике с более чем полувековой историей эта история бережно сохраняется. Вот – подробно и иллюстрировано – она изложена на стендах в холле: в лицах, событиях, судьбах. Есть по сей день в саду, и таких немало, сотрудники, чей стаж практически равен возрасту учреждения. С первых шагов под эти своды чувствуется, что здесь собрались люди, любящие свою профессию и детей. Ощущая эту любовь, ребята дарят ее ответно: в среде инклюзивного образования учатся сопереживать и помогать друг другу, растут отзывчивыми и добрыми людьми.
– Говоря о том, какие у нас дети, приведу такой пример, – улыбается Наталья Муслимова. – Однажды пришли к нам студенты на практику. А когда несколько недель практики завершились, я спросила у них: «Ну и как вам наши дети?» На что одна девушка-студентка ответила: «Я детей не видела. Я видела ангелов».
Елена Гончарова